Эхо мартовских выборов в Муниципальные советы Санкт-Петербурга
Недавно делегация Санкт-Петербургской избирательной комиссии участвовала в расширенном совещании председателей избирательных комиссий Северо-Западного федерального округа, которое состоялось в Гатчине и было посвящено подготовке и проведению различных выборов.
Выступление председателя Петербургского избиркома А.В.Гнетова было посвящено вопросам выборов депутатов муниципальных советов северной столицы, состоявшихся 1 марта этого года. Рассказывая о прошедших выборах, Гнетов напомнил, что в подготовке и проведении выборов участвовало 108 избирательных комиссий муниципальных образований. Выборы проводились по 313 избирательным округам, на 1515 мандатов было выдвинуто 4675 кандидатов от политических партий и в порядке самовыдвижения. Средняя явка избирателей на участки по Санкт-Петербургу составила 17,6%.
На прошедших муниципальных выборах Санкт-Петербург оказался эпицентром подачи жалоб на нарушения избирательных прав граждан, что в том числе отметили и в Центризбиркоме. В ходе проведения кампании в наш Горизбирком поступило свыше 500 обращений. В целом, эти обращения можно разделить на 3 группы. Первая группа носила чисто бытовой характер – это неудовлетворительная работа служб ЖКХ и специализированных организаций. Вторая - требовала консультаций и разъяснений правового характера. Третья часть жалоб была непосредственно связана с ранее принятыми избирательными комиссиями муниципальных образований решениями, и в основном касалась отказов в регистрации кандидатов, нарушений в ходе выборов в день голосования.
В ходе рассмотрения избиркомом жалоб требования в отношении 30% обращений были удовлетворены полностью. На совещании была отмечена работа Санкт-Петербургской избирательной комиссии в отношении принятых решений и выбранных правовых позиций при принятии решений, которые к настоящему времени устояли при рассмотрении всех 29 судебных дел.
Можно отметить тот факт, что комиссия столкнулась как с массированным, хорошо организованным мероприятием по «забрасыванию» жалобами от заявителей с одной стороны, так и с низким правовым обеспечением и безответственностью избирательных комиссий, организующих выборы – с другой стороны. В ходе проверок были выявлены фальшивые жалобы, а впоследствии и фальсифицированные судебные иски. Вывод – можно увеличить число жалоб до любого предела. Но целесообразно считать не жалобы, а факты, и оценивать - обоснованная жалоба или нет.
«Набирают обороты» технологии по дискредитации выборов, это и «закладка» избирательных бюллетеней в урну, хулиганские действия и попытки провокаций на избирательных участках, имеющих цель сорвать выборы. Когда до вступивших в законную силу судебных решений звучат голословные заявления «Выборы фальсифицированы» - это активная дискредитация института выборов в целом. На этот счет уместно провести следующую аналогию. Возьмем, к примеру, строительство и связанные с ним проблемы дольщиков. При количественном сравнении нарушений, можно сказать, что в избирательной сфере число нарушений ничтожно мало. Но, ведь основываясь на массовых фактах нарушений при долевом строительстве домов, никому не придет в голову выступать с лозунгами о том, что весь строительный бизнес – это тотальный обман, и всех строителей надо уволить или посадить в тюрьму. Потому что это не так, и отдельные факты нарушений не дискредитируют всю систему. Однако в избирательной сфере проигравшие выборы лица, взяв на вооружение примеры нарушений, как настоящие, так и мнимые, активно распространяют тезисы о «полной фальсификации» выборов, даже не всегда пытаясь оспаривать их результаты.
Для выборов в муниципальные советы Петербурга не существует законодательной базы
Темы дня
06 Ноября 2003, 09:53
#1042 чера в ИТАР-ТАСС руководители горизбиркома Александр #1043 нетов и #1044 митрий Краснянский провели пресс-конференцию, посвященную итогам регистрации кандидатов в депутаты #1043 осдумы. Они разъяснили журналистам, что cвободы слова во время думских выборов будет больше, чем на губернаторских.
За депутатский мандат будут бороться 86 из 135 кандидатов, выдвинувшихся по восьми петербургским округам. #1041 ольше всего претендентов -- 18 зарегистрировано в 206-м (Адмиралтейском) округе. Там же произошел и самый громкий пока предвыборный скандал, связанный с отказом в регистрации действующему депутату от этого округа Юлию Рыбакову (Ъ писал об этом). #1042 чера вечером Центризбирком отменил это решение, восстановив господина Рыбакова в правах кандидата. Кроме него свой отказ в регистрации сейчас оспаривает в ЦИКе председатель одного из муниципальных образований Анатолий Зайцев. Он выдвигался в 213-м (Южном) округе, где в результате оказался минимальный конкурс -- 6 человек на депутатское кресло.
#1042 отличие от недавней губернаторской кампании, судебных тяжб из-за проверки подписных листов кандидатов ожидать не приходится. #1042 о-первых, она проходила без тотального участия в ней М#1042 #1044 : по словам председателя горизбиркома Александра #1043 нетова, окризбиркомы могли прибегать к помощи милиции по своему усмотрению. #1042 о-вторых, как объяснил Ъ заместитель председателя горизбиркома #1044 митрий Краснянский, при регистрации в #1044 уму размер денежного залога равен затратам на сбор подписей, так что подделывать их не имело смысла.
Зато появилось больше смысла в законодательных нормах освещения выборов в прессе. Комментируя недавнее постановление Конституционного суда, растолковавшего положения Федерального закона Об основных гарантиях прав избирателей. и фактически отменившего наиболее жесткие ограничения для СМИ (Ъ писал об этом), господин Краснянский напомнил, что горизбирком всегда прохладно относился к этим ограничениям.
По его словам, суд подтвердил право журналистов на собственное мнение о кандидатах , и теперь для признания информации незаконной агитацией необходимо доказать, что журналист имел соответствующий умысел. Признаком умысла могут быть сведения о неофициальной оплате того или иного материала, а также систематичность сходных по содержанию публикаций в одном или нескольких изданиях. #1042 прочем, как признал господин Краснянский, умысел -- понятие субъективное , так что, с одной стороны, опять имеет место субъективная оценка действий СМИ , а с другой -- ситуация может привести к бесконтрольности как журналистов, так и кандидатов.
#1042 этой связи корреспондент Ъ попытался выяснить нынешние критерии использования должностными лицами преимущественного доступа к СМИ , в чем на прошедших губернаторских выборах не раз обвиняли экс-полпреда #1042 алентину Матвиенко. #1043 осподин Краснянский считает, что в большинстве случаев очевидные де-факто нарушения де-юре таковыми не являются. #1044 аже если VIP-кандидат понимает, что его действия обязательно покажут в эфире , юридически это вовсе не означает преимущественного доступа к СМИ . #1042 продолжение темы корреспондент Ъ поинтересовался результатами административного расследования, который горизбирком проводил в отношении федеральных телеканалов, освещавших кремлевскую встречу президента Путина с кандидатом в губернаторы #1042 алентиной Матвиенко. Как выяснилось, вскоре после выборов дело телеканалов было прекращено. Поскольку, как объяснил Ъ господин Краснянский, #1042 ерховный суд ранее не признал действия госпожи Матвиенко предвыборной агитацией. Комментируя эту ситуацию, оппонент госпожи Матвиенко в #1042 ерховном суде #1042 ита #1042 ладимирова (представитель экс-кандидата в губернаторы Анны Марковой) вчера заявила Ъ, что решение горизбиркома юридически необоснованно. Если бы горизбирком своевременно и добросовестно расследовал, кто именно инициировал освещение телеканалами кремлевской встречи и приглашал журналистов на последовавший за этим брифинг госпожи Матвиенко в Пулково, возможно, оценка ее действий в суде была бы иной .
#1042 чера руководители горизбиркома поделились с журналистами тревогой по поводу предстоящих выборов в муниципальные советы, которые должны начаться с февраля. Оказывается, для них вовсе отсутствует законодательная база -- в том числе, относительно сроков, что ставит под угрозу проведение этих выборов. При этом в каждом из 111 муниципальных округов действует собственный устав. По словам господина Краснянского, если ЗакС не поторопится с принятием нового закона, муниципальные выборы будет объявлять не избирком, а суд -- если туда поступит соответствующая жалоба.
Font Size
Некоторые итоги выборов в муниципальные советы Санкт-Петербурга
Один умный человек создал систему выборов депутатов Муниципального совета Муниципального образования Муниципального округа № данного созыва. С точки зрения родного русского языка трудно понимаемое сочетание. Но с точки зрения чисто юридической, наверное, не хватает слов, что эти выборы и сами Муниципальные советы Муниципального образования Муниципального округа находятся в государстве Российская Федерация, в Северо-западном федеральном округе и на административной территории города Санкт-Петербурга. А что писать надо полностью и желательно правильно, утверждают специалисты и депутаты самого высокого уровня.
Сделать правильную и понятную абривиатуру из этих слов лично мне затруднительно. Это напоминает такое слово сочетание как ПиАр «паблик рилейшнз», (PR) (Public Relations), по-русски, переводится просто - связи с общественностью. Но это сочетание придумали ещё в прошлом веке, и Сэм Блэк предложил классическое определение «как искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полноценной информированности», что естественно является сферой практической этики в связях с общественностью.
В пределах города Санкт-Петербурга находится несколько административных районов, где руководитель (глава администрации) назначается/освобождается губернатором города. Глава администрации района отвечает за то, чтобы на вверенной территории было всё благополучно: светло тепло чисто и желательно поменьше криминала. Для этой цели имеется Аппарат управления, который создаёт приказы и распоряжения соответствующим техническим службам.
А в пределах административного района города работают Муниципальные советы, где избранные депутаты-энтузиасты, работающие в основном на непостоянной основе, советуют друг другу и главе Муниципального образования муниципального округа, как ему ещё лучше создавать благоприятные условия жизнедеятельности на вверенной территории. В законе действия органов районного управления и муниципальных советов прописаны – кто, что делает кто кому и как подчиняется кто кого и как финансирует. Жители Муниципального округа выбирают депутатов, на плодотворную деятельность которых надеются.
Законом по выборам в муниципальные советы, предусмотрено и самовыдвижение: сбор подписей жителей округа или денежный залог, но в основном выдвижение от четырёх парламентских партий.
Давайте попробуем разложить, как говорят по полочкам реально административные, организационные, финансовые и другие ресурсы кандидатов в депутаты выдвинутых от политических партий. Нет необходимости называть титулы и должности в иерархии законодательных и административных должностей руководителей партий, которые создают, или должны создавать, определённый имиджевый порядок и единство.
В Ленинградской (Петербургской) организации КПРФ накануне муниципальных выборов сложилась непростая, даже сложная обстановка вызванная публичной дискуссией по внутрипартийным вопросам.
Рядовых жителей города потенциальных избирателей внутрипартийные дискуссии не интересуют, его интересует корпоративное единство. А партийного единства в городе нет. Те исторические экскурсы, которыми пытаются заинтересовать «Верные делу партии коммунисты» жителей города, особенно молодежь, не интересуют, они канули в лету. Лозунги и призывы должны быть понятными, современными, этичными. Лозунг «Понимашь Вова…Нам с тобой хреново!», «Дайте дорогу коммунистам!» это безнравственный лозунг, он создаёт нехорошие отталкивающие эмоции у большинства жителей города. Никто никому не даст дорогу. За право идти по дороге к светлому будущему надо бороться, и бороться постоянно, с учётом реальной современной обстановки и в стране и в мире, особенно на выборах в местные советы. Как сообщали из центральной избирательной комиссии, явных грубых нарушений в целом не было. То, что на некоторых участках в урны для голосования были досрочно положены помеченные листы, а потом урны опечатали, это как считает комиссия не нарушения. Не будем оспаривать решения центральной комиссии, они действую правильно, в соответствии с законом, который имеет юридическую силу.
Лично я сам был выдвинут районной организацией КПРФ, при поддержке Петровской академии наук и искусств, кандидатом в депутаты Муниципального совета Муниципального образования муниципальный округ «Невская застава». Скажу сразу, никаких явных нарушений ни при регистрации, ни в процессе избирательной компании, ни в день голосования я не заметил, даже когда присутствовал на избирательном участке при подсчёте голосов избирателей. При подсчёте голосов избирателей выяснилось, что в пятёрку депутатов вошёл прежний состав из представителей «Единая Россия» и «Справедливая Россия». Значит, жителей муниципального образования устраивает этот состав, они ему доверяют, им другие депутаты не нужны, эти хорошо работают. Причём здесь «Дайте дорогу коммунистам», жителям района итак хорошо.
В процессе избирательной компании мои доверенные лица, молодые симпатичные девушки проводили социологические обследования с потенциальными избирателями округа. Результаты обследования показали настороженно-негативное отношение к КПРФ людей среднего возраста из-за исторического прошлого и несовременность. Молодые люди видят слабые стороны КПРФ, и со слабаками иметь отношение не хотят. Люди преклонного и зрелого возраста считаю коммунистическую партию виновницей их несбывшихся надежд, иллюзия светлого будущего прошла.
Пришедшая с запада идеология принесла ряд очень интересных сюрпризов. В частности, молодёжь ставит вопрос, а что нам даёт КПРФ, кроме своего исторического прошлого? Какие реальные ресурсы есть у партии? Чем КПРФ лучше других партий, и что она сделала реально за последние годы. Муниципальные выборы даже с учётом возможных нарушений по отношению к КПРФ показали, для дальнейшей плодотворной
деятельности партии необходимо единство и современный подход.
Почему у представителей партии «Единая Россия» были задействованы все технологически возможные ПиАр (PR) рычаги влияния на избирателей, а у КПРФ недостаточно? Руководству КПРФ надо очень тщательно проанализировать и сделать соответствующий вывод. Как говорят – результат налицо, идеологически выборы для КПРФ проиграны. В начале статьи я не случайно попробовал разобраться с муниципальной абривиатурой и ПиАр (связи с общественностью) технологиями, только понимая, как надо работать с жителями района (общественность) можно добиться успеха и доверия.
академик Петровской академии наук и искусств
Свежие публикации
19 декабря 2003 года N 734-110
ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СОВЕТОВ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
(в ред. ЗАКОНОВ Санкт-Петербурга
от 01.01.2001 N 399-39, от 01.01.2001 N 634-89,
от 01.01.2001 N 704-107, от 01.01.2001 N 587-95,
от 01.01.2001 N 162-29)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные принципы участия гражданина Российской Федерации в выборах депутатов муниципальных советов муниципальных образований. расположенных на территории Санкт-Петербурга
Депутаты муниципальных советов муниципальных образований, расположенных на территории Санкт-Петербурга (далее - депутаты), избираются гражданами Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования, расположенного на территории Санкт-Петербурга (далее - муниципальное образование), на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах депутатов (далее - выборы) является свободным и добровольным.
Статья 2. Законодательство о выборах
1. Законодательство о выборах составляют Конституция Российской Федерации. федеральные законы, Устав Санкт-Петербурга и законы Санкт-Петербурга.
2. Понятия и термины, применяемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга, используются в тех же значениях, что и в Федеральном законе Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации .
Статья 3. Право гражданина избирать и быть избранным в депутаты
1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого расположено на территории соответствующего муниципального образования, имеет право избирать депутатов. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных действующим законодательством и проводимых законными методами других избирательных действиях.
2. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее - Федеральный закон) и достигший на день голосования 21 года.
3. Не имеет права избирать и быть избранным на выборах гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах.
5. Гражданин Российской Федерации вправе участвовать в выборах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. рода и характера занятий, а также других обстоятельств.
6. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях.
7. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном действующим законодательством, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными на выборах, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
Статья 4. Выборы
1. Срок, на который избираются депутаты (срок полномочий указанных депутатов), устанавливается уставом муниципального образования.
КонсультантПлюс: примечание.
Закон Санкт-Петербурга от 01.01.2001 N 186-59 утратил силу в связи с принятием Закона Санкт-Петербурга от 01.01.2001 N 411-68, статьей 7 которого определены действующие нормы по данному вопросу.
2. Выборы проводятся на территории соответствующего муниципального образования, границы которого определяются в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 01.01.01 года N 186-59 О территориальном устройстве Санкт-Петербурга .
Статья 5. Назначение выборов
1. В соответствии с уставом муниципального образования выборы назначаются уполномоченным на то уставом муниципального образования органом или должностным лицом.
2. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
(п. 2 - в ред. Закона СПб от 01.01.2001 N 162-29)
3. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.
4. В случае, если уполномоченный орган или должностное лицо не назначит выборы в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а также в случае отсутствия уполномоченного органа или должностного лица выборы назначаются избирательной комиссией муниципального образования на первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия депутатов. Решение избирательной комиссии муниципального образования о проведении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.
Приглашаем Вас бесплатно открыть свой сайт . который будет размещен внутри портала.