При словах «Холмогорская резьба по кости » встают перед глазами овеянные былиной поэзией изделия холмогорских резчиков - «дорог рыбий зуб, мудрено вырезы повырезано». Более 400 лет живет это искусство. Много талантливых мастеров потрудились здесь, но как мало мы о них знаем.
Первые архивные сведения относятся к 17 в. «Курцева (Холмогорский посад) 1622-1626 гг.». Среди прочих профессий жителей указаны «четочники» Исачко Трофимов сын Соломатов, «четочник» молодчей, Селиванко Иванов Сын Выдрин, четочник, молодчей и т.д. К 17 же веку относятся сведения о Шешининых Евдокиме, Семене, Иване, Семене, Василии. Все они были вывезены из Холмогор в Москву для работы в Оружейной палате.
Наибольшего расцвета Холмогорская резьба по кости достигла в эпоху царствования Петра Первого. В это время мастера исполнили ряд уникальных работ, которые для современных косторезов служат образцами художественного оформления и технического исполнения. Петр I, познакомившись с холмогорской резьбой по кости, покровительствовал мастерам и снабжал их образцами западного косторезного искусства. С волной иноземных влияний приходит мода на изделия из кости. Они получают широкое распространение среди высшего дворянства. Костяные изделия в качестве памятных подарков вручались весьма важным особам. Следует отметить, что в царском обиходе постоянно находились костяные изделия. После смерти Екатерины первой в протоколах Верховного Тайного Совета было зафиксировано, что личные вещи императрицы хранились в двух холмогорских ларцах. Не менее любопытно, что в личных комнатах Екатерины два резных костяных образа в золотой оправе, а так же два костяных образа в серебряной оправе. Это свидетельствует об устойчивом интересе к изделиям из резной кости - ларцам, гребням, иконам, другим предметам.
В течение всего 18 в. косторезное производство и его художественная ценность не снижалась, а наоборот увеличивалась. Федот Иванович Шубин - это имя встает рядом с именами других выдающихся деятелей русской культуры. Знаменитый русский скульптор. В 1759 г. после смерти отца он приехал в Петербург, где благодаря содействию Михаила Васильевича Ломоносова становится известным своими работами влиятельным лицам, которым он «услуживал резьбой по кости». Он резал иконки по перламутру. По преданию им вырезан рельефный портрет М.В. Ломоносова.
Следует назвать имя еще одного из замечательных резчиков того времени - это Осип Христофорович Дудин (1714-1780). Родился и вырос на Курострове. Он происходил из семьи священника местной церкви, человека образованного, любившего книги и оставившего в своем доме крупнейшую библиотеку. Личность Христофора Дудина можно считать незаурядной уже потому, что не всякий становится другом архиепископа Афанасия. Михаил Ломоносов подростком пользовался библиотекой Дудиных. Личное знакомство, многолетняя дружба между семьями Дудиных и Ломоносовых продолжалась и в годы, когда Осип Дудин приехал в Петербург, сопровождая своего сына Петра, который поступал учиться в гимназию при Академии наук, где в ту пору уже работал М.В. Ломоносов. В Санкт-Петербургских Ведомостях не раз печаталось объявление: «Костяных дел мастер Осип Дудин делает костяные резные вещи, а именно шахматы. марки, табакерки, к ножам черенья, шкатулки и прочие вещи». У Дудина не раз покупали шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича.
Дудин завершил определенный этап в развитии косторезного искусства 18 в. На смену ему пришел другой мастер резьбы по кости Николай Степанович Верещагин. Расцвет его творчества пришелся на 1790-1810 гг. Он также был уроженцем Холмогорского уезда, вырос в семье солдата, выучился резьбе и вскоре прославился. Так же как и Дудин, Верещагин соединил в своем творчестве традиции севернорусского косторезного искусства с элементами раннего классицизма, свидетельствующие о достаточной эрудиции и. Культуре художника, его контактах с петербургскими заказчиками и двором. Многие произведения костореза поступали в Зимний дворец и определялись на хранение в Императорский Эрмитаж. Сохранилось несколько декоративных ваз, выточенных и украшенных сквозной тончайшей резьбой и рельефами. Одна из таких ваз была преподнесена Екатерине П.
Для резной кости 19 - нач. 20 вв. была характерна механика сквозной резьбы. Из этого времени нам известны имена мастеров: М.И. Перепелкина и М.М. Бобрецова, ученика и учителя соответственно.
Бобрецов Михаил Михайлович, потомственный мастер. Кроме других вещей, известно его блюдо с резным бортиком и вензелем «В» в центре. Оно было поднесено с хлебом - солью великому князю Владимиру Александровичу при его посещении Холмогор в 1885 г.
Перепелкин Максим Иванович, родился в 1860 г. С 1885 по 1900 работал руководителем класса резьбы по кости при Ломоносовской школе. Отличный мастер, в совершенстве владел техникой резьбы. У него учились Гурьев, Петровский и Узиков, с именами которых связывают возрождение промысла в 30-х годах двадцатого века. В это время мастера основное внимание переключили на расхожие бытовые вещи. Но искусство резьбы не утрачивалось, оно сохранялось, передавалось ученикам следующего поколения.
Из наших современников более известны имена Буторина Н.Д. Просвирнина В.А. Ватлина В.Т. Работы этих мастеров экспонируются на выставке «Холмогорская резная кость», в выставочном зале Историко-мемориального музея М.В. Ломоносова.
Коллекция насчитывает более 500 экспонатов. Вдумчиво и проникновенно обращаются мастера-косторезы к богатым историческим традициям резьбы и гравировки, творчески осваивают не только техническую сторону наследия. Только на этом пути оказалось возможно развить гравюру на кости. Образцы этого нового направления, связанного, прежде всего с именем Н.Д. Буторина представлены на выставке.
Ряд экспонатов из церкви демонстрируют вкус и высокое мастерство резчиков. Большие художественные достижения в освоении этого материала у Гурьева А.С.
Характерной чертой 90-х годов XX столетия является рост индивидуального начала в творчестве мастеров. Это связано с новыми историческими условиями, новым мировоззрением художников. Формируется новый тип мастера современной художественной промышленности, в характере которой совмещается новое и очень хорошо забытое старое. Это выражается в самостоятельно осознанном избирательном отношении к традициям. Традиции очень многообразны и мастер соотнеся их со своим личным понятием выбирает наиболее приемлемое для себя, своего понятия о красоте. Среди современных мастеров промысла выделяется мастер-художник высшего класса, член Союза Художников России Ватлин Василий Тимофеевич. Его отличает виртуальная резьба и утонченное мастерство владения материалом. Кость, обработанная мастерской рукой смотрится как драгоценность. Основа содержания его работ - природа. Оптимизм, свойственный народному мировоззрению проявляется в его творчестве удивительно ярко.
Ведущим мастером промысла является член Союза Художников Осипов Геннадий Федорович. Ему присвоено звание заслуженного художника России.
Привлекают внимание знатоков и туристов большие ларцы Хабарова Владимира Николаевича. Это мастер, отлично знающий традиции промысла. Ученик Н.Д. Буторина.
Значительными произведениями современной Холмогорской резьбы являются произведения члена Союза Художников в России Просвирнина Виталия Александровича. Его работы экспонируются во многих музеях страны, а так же на зарубежных выставках. Имя этого художника останется в истории промысла.
К последнему десятилетию относится наибольшее количество работ, экспонированных на всевозможных выставках в России и за рубежом, что дает возможность отчетливо представить творчество и выдающихся опытных художников, и самостоятельные шаги молодежи, только вступающей в искусство.
В с. Ломоносово. на фабрике художественной резьбы по кости сейчас изготовляют массовые изделия на продажу и уникальные тематические вещи. Используется традиционный материал: кость моржовая, мамонтовая и простая говяжья кость-цевка. Растет новое поколение мастеров. Промысел не стареет. Он молод, и поисками новых путей в искусстве, и постоянным притоком молодых творческих сил.
К 290-летию М.В. Ломоносова в историко-мемориальном музее М.В. Ломоносова построено новое помещение для выставочного зала, соответствующее всем нормам музейного дела. Мы приносим благодарность меценатам и волонтерам. Особая благодарность Ломоносовскому фонду и организации «Архгеологодобыча», администрации Архангельской области и Холмогорского района.
По существу здесь экспонируется две выставки: «Сельская картинная галерея» и «Холмогорская резная кость», где экспонируется около 500 уникальных изделий из кости. Эти выставки пользуются большой популярностью у посетителей нашего музея.
ЭКСПОНАТЫ
17.02. - 18.05.
Австрия, Вена, Художественно-исторический музей
Организаторы и участники: Художественно-исторический музей г. Вены. Музеи Московского Кремля, Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана, Музей этнографии г.Вена, Австрийский театральный музей г.Вена.
Выставка посвящена творчеству великого ювелира Карла Фаберже (1846-1918) - поставщика Высочайшего Двора, и других знаменитых русских ювелиров эпохи историзма и модерна. Более ста шестидесяти изысканных произведений ювелирного искусства из коллекции Музеев Московского Кремля и Минералогического музея А.Е.Ферсмана делают возможным показать искусство Карла Фаберже и его современников - царских ювелиров и серебряников Карла Бланка, Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова и других мастеров во всем его многообразии. Экспозиция выставки позволяет рассмотреть произведения этих выдающихся мастеров в контексте российского ювелирного искусства того времени, а также освещает роль российской императорской семьи. На выставке представлены как эксклюзивные произведения, созданные по заказам августейших особ, так и изделия для более широкого круга покупателей, выполненные с тщательностью подлинно художественных произведений.
Безусловным центром экспозиции являются императорские пасхальные яйца – вершина творчества придворного ювелира, изготовленные по заказу императорской семьи как внутрисемейные пасхальные подарки, в которых зачастую скрывается мир в миниатюре. Редкостными произведениями фирмы являются представленные на выставке драгоценные цветы из золота и эмалей, которые относятся к изящному жанру Objets de Fantaisie. Столь же уникальны миниатюрные скульптуры из цветных камней, выполненные в сложнейшей технике объемной флорентийской мозаики – так называемые Русские типы - баба-кормилица, солдат запаса, ледовоз и Каменный зоопарк - фигурки животных из разных самоцветных камней, в которых великий мастер сумел воплотить весь гротеск забавницы-природы.
Особое место на выставке занимает камнерезное направление в работе фирмы Фаберже, а также мастеров прославленных Императорских гранильных фабрик - Петергофской и Екатеринбургской.
Важным разделом выставки являются официальные ювелирные подарки венценосным особам, предоставляющие возможность узнать больше о жизни и церемониале российского царского двора. Экспозиция включает целый ряд предметов, принадлежавших членам русской императорской семьи, в том числе ценнейшие произведения, связанные с коронациями русских царей.
Ряд серебряных произведений позволяют представить атмосферу древнего Кремля и царского церемониала, например, серебряные изделия с видами кремлевских и московских средневековых построек в традиционной русской черневой технике.
На выставке представлена и продукция, предназначенная для более широких слоев населения и составлявшая неотъемлемую часть жизни людей на рубеже ХIХ-ХХ столетия. Среди предметов драгоценная галантерея, ювелирные украшения и аксессуары, интерьерные изделия, хрустальная утварь в серебряных оправах от Фаберже, подарочные предметы в неорусском стиле, выполненные и в Санкт-Петербурге, и на московской фабрике.
Художественную промышленность России рубежа ХIХ-ХХ столетий невозможно представить без культовых изделий из золота и серебра. На их изготовлении специализировались такие фирмы, как, например, предприятие П. И. Оловянишникова сыновья , осуществлявшее придворные поставки. Произведения этой фирмы, как и изделия Императорского Строгановского училища, где учились некоторые сотрудники фирмы Фаберже, образуют на выставке небольшую, но выразительную группу культовых предметов.
Выставка произведений фирмы К. Фаберже и его современников из российских собраний при всей ее полноте и разнообразии является, тем не менее, камерной, изящной и многоцветной, как творчество великого российского мастера.
Петербург увидел яйца Фаберже
Правда, простых горожан в музей пока не пускаают
19 ноября в 16:11, просмотров: 4648
В Петербурге открылся частный музей Фаберже. Правда, пока только для vip-посетителей, прессы и чиновников. Простые смертные смогут увидеть сокровища коллекции лишь в декабре. Посмотреть в Шуваловском дворце есть на что — знаменитых яиц ювелира там больше 4 тысяч.
фото: Геннадий Черкасов
Часть коллекции ее хозяин бизнесмен Виктор Вексельберг купил в 2004 году у наследников американского газетного магната Малькольма Форбса. Затем 9 лет сокровищницу пополнял за счет своих средств фонд Связь времен .
Главная ценность экспозиции - императорские пасхальные яйца, среди которых есть даже первое яйцо, изготовленное Фаберже по заказу императора Александра III для его супруги Марии Федоровны в 1885 году. Выставлены также раритетные произведения живописи и другие предметы искусства из личного собрания бизнесмена Виктора Вексельберга.
По словам Виктора, во дворце была проведена масштабная реставрация, теперь интерьер приближен к историческому. До этого в Шуваловском дворце находился Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран, а по большому счету - царило запустение.
Простые граждане не сразу поняли, что их в музей пока не приглашают. Горожане стояли у входа уже с утра: всем хотелось увидеть редкие расписные яйца. Охране пришлось объяснять людям, что ожидается прибытие вице-губернатора Василия Кичеджи и министра культуры Владимира Мединского. А потому сегодня музей закрыт для посетителей.
Из-за торжественного открытия пострадало городское движение: набережная реки Фонтанки, на которой стоит дворец, была перекрыта для автотранспорта. В итоге, в центре образовалась приличная пробка. Но все это мелочи, главное, по словам Вексельберга – вспомнить историю России.
«Каждый предмет нашей коллекции - часть судьбы нашей страны или отдельных людей. Мы хотим, чтобы посетители не только увидели красоту экспонатов, но и почувствовали дух истории той эпохи», - заявил на открытии Виктор Вексельберг.
К слову, в музее представлены не только яйца от Фаберже. Драгоценный букет из золота и эмали в вазочке горного хрусталя — тоже работы этого ювелира. Часы, браслеты, подвески, броши и другие шедевры можно разглядывать часами. В коллекции есть и драгоценные произведения других русских ювелиров, на которых отражены важные исторические события. К примеру, коронация императора Николая II или баталии первой мировой войны.
Заголовок в газете: Яйца Фаберже переполошили Питер