Высокоскоростная Железнодорожная Магистраль Москва Петербург
высокоскоростная железнодорожная магистраль москва петербург
Новая высокоскоростная ж\д магистраль свяжет Москву и Санкт-Петербург
Создано 10 Октябрь
ОАО РЖД разработало проект строительства новой высокоскоростной ж\д магистрали между Петербургом и Москвой. Этот проект способен вывести пассажирские железнодорожные перевозки в России на новый, более качественный и технологически продвинутый уровень. Согласно расчетам, поезда на новой магистрали смогут двигаться со скоростью до 400 км/час. Но и стоимость проекта также высока. По прогнозам экспертов она сможет превысить триллион рублей. Именно поэтому её строительство предлагается разделить на этапы. В первые три года планируется построить участок Крюково - Новая Тверь - Логовежь. Затем будет построен высокоскоростной участок Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Екатеринбург.
По оценкам Институт экономики и развития транспорта до 2030 года общая протяженность высокоскоростных железнодорожных магистралей должна составить более 13 тысяч километров. Она будет обеспечивать ежегодную перевозку 34 миллионов пассажиров и потребует инвестиций порядка 6 триллионов рублей.
В случае одобрения проекта, высокоскоростную магистраль между Санкт-Петербургом и Москвой построят до начала чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Петербург может пройти через аэропорты двух столиц. Об этом сообщил журналистам генеральный директор ОАО Скоростные магистрали ( дочка ОАО Российские железные дороги ) Денис Муратов. Он отметил, что в настоящее время трафик-консультанты прорабатывают этот вопрос, они должны представить свои выводы до середины декабря 2010г. Прохождение скоростной магистрали через аэропорты предполагает строительство отдельных терминалов, однако Д.Муратов подчеркнул, что для этого потребуются небольшие средства, которые будут включены в проект по строительству магистрали.
Планируется, что время в пути по высокоскоростной магистрали Москва-Петербург составит 2,5 часов, скорость движения - до 400 км/ч. Прогнозируется ежегодная перевозка 14 млн пассажиров. Ожидается, что в день будут курсировать 42 рейса.
Как сообщил сегодня Д.Муратов, стоимость проекта по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург составляет 1,2 трлн руб.
Государство профинансирует 70% расходов на строительство высокоскоростной магистрали Москва — Петербург
Статьи по теме
Правительство предварительно одобрило проект создания высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург (ВСЖМ-1), и уже в сентябре может быть объявлен тендер по выбору подрядчика. Стоимость проекта определена в 1,124 трлн руб. причем 70% от этой суммы профинансирует государство. Примечательно, что еще год назад строительство ВСЖМ-1 оценивалось в два раза дешевле, всего в 500—700 млрд руб.
В конце апреля состоялось совещание в правительстве, на котором премьер-министр одобрил проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург, рассказал вчера президент РЖД Владимир Якунин. По его словам, в течение месяца в правительство будут представлены актуализированные предложения по развитию ВСЖМ, после чего оно должно будет утвердить проект. В компании Скоростные магистрали ( дочка РЖД, занимается координацией проектов ВСЖМ) надеются получить распоряжение правительства в сентябре, после чего хотят объявить тендер по выбору подрядчика для строительства и эксплуатации магистрали Москва — Петербург. В настоящее время интерес к проекту выразили консорциумы Китая, Южной Кореи, Германии, Франции, Испании и Италии.
Вчера на общественном совете РЖД глава Скоростных магистралей Дмитрий Муратов представил основные характеристики проекта (ВСЖМ-1). Как сообщил Муратов, совокупный размер инвестиций в строительство магистрали — 1,124 трлн руб. В том числе 1,011 трлн руб. пойдет на строительство трассы, 76,6 млрд руб. будет стоить подготовка территории для строительства, 26,2 млрд руб. — проектирование, 10,06 млрд руб. — мониторинг и управление проектом, 500 млн руб. — подготовка и проведение конкурса на заключение концессионного соглашения.
Предполагается, что на этапе строительства государство выделит 795 млрд руб. то есть 70% от капитальной стоимости, подчеркнул гендиректор Скоростных магистралей . Остальные 30% должны привлечь частные инвесторы в лице консорциума зарубежных компаний, заявил Муратов. При этом он отметил, что на этапе эксплуатации магистрали, в течение первых десяти лет, государство окажет финансовую поддержку в размере 260 млрд руб.
Проект ВСЖМ-1 предполагает строительство трассы между Москвой и Санкт-Петербургом протяженностью 658 км. Максимальная скорость движения поездов между двумя столицами увеличится до 400 км/ч, время в пути сократится до 2 часов 30 минут. Первоначальная стоимость проекта, представленная компанией Ленгипротранс , была 1,2 трлн руб. однако впоследствии Скоростные магистрали представили свою версию расчетов. В соответствии с ней общая сумма затрат снизилась до 500—700 млрд руб. То, к чему мы пришли сейчас, соответствует европейским нормам и находится в пределе от 19 млн до 26 млн евро за 1 км , — рассказывал в прошлом году в интервью РБК daily Дмитрий Муратов. По мнению Андрея Рожкова из Метрополя , 1,124 трлн руб. — слишком высокая цена за возможность ускорить сообщение между столицами.
Помимо ВСЖМ-1 до 2030 года запланирована реализация проекта ВСЖМ-2, в рамках которого государство собирается наладить высокоскоростное сообщение между Москвой и Екатеринбургом, включая расположенные на этом направлении города Нижний Новгород и Казань. Общий потребный объем инвестиций в инфраструктуру до 2030 года оценивается в 6,3 трлн руб. следует из материалов РЖД. На эту сумму ж/д госмонополия планирует построить 12 тыс. км высокоскоростных линий.
Меню
Содержание
Предпосылки к появлению высокоскоростных специализированных магистралей в СССР
Идеи строительства в СССР специализированных высокоскоростных железнодорожных линий стали высказываться в конце 1960-х годов. В 1969–1974 гг. по заданию МПС СССР ряд научно-исследовательских и проектных организаций во главе с ЦНИИ МПС (в последующие годы ВНИИЖТ ) провели комплекс работ по изучению дальнейших путей повышения скоростей движения на железных дорогах страны. Был сделан вывод, что дальнейшее увеличение скоростей движения поездов может быть достигнуто при специализации линий, основанной на принципе преобладания пассажирского или грузового движения. Одновременно с этим, к рассмотрению предлагался вариант строительства специальной линии «Москва#160 — Юг» протяженностью 1500–2000 км. в сочетании с реконструкцией главного хода Октябрьской железной дороги для скоростей движения до 200 км/ч строительство отдельной ВСМ Ленинград#160 — Москва не планировалось [3] .
В 1987 году при участии Министерства путей сообщения и Государственного комитета по науке и технике было начато проектирование магистралей для скоростей 300-350 км/ч. Головной организацией по изысканиям стал ВНИИЖТ, координатором работ был назначен Е. А. Сотников. Проект предполагал строительство ВСМ «Центр#160 — Юг» (Москва#160 — Крым), на её следующем этапе#160 — включаемую в последнюю, ВСМ «Ленинград#160 — Москва» [4]. В результате исследований была сформулирована Государственная научно-техническая программа «Высокоскоростной экологически чистый транспорт», утвержденная Постановлением Совета Министров СССР № 1474 от 30 декабря 1988 года. Об этом стало известно начальнику Октябрьской железной дороги А. А. Зайцеву. при участии которого головным участком будущей ВСМ, вопреки проекту, было выбрано направление Ленинград#160 — Москва [5] .
Стадия предпроектных изысканий: технико-экономические соображения, 1990 год
На стадии технико-экономических соображений (ТЭС) в 1990 году. проектным институтом Ленгипротранс было рассмотрено 5 вариантов прохождения дороги: Западный. Восточный. Комбинированный. Дальний и Новгородский. В конечном итоге рассматривались Новгородский. Западный и Комбинированный варианты. В процессе согласования трассы с землевладельцами и местными органами власти, а также по опросам населения, Новгородский вариант получил значительно большую поддержку, чем Западный и Комбинированный. При этом администрации Тверской и Московской областей категорически возражали против строительства против строительства ВСМ по Комбинированному варианту, а администрация Новгородской области выступала только за Новгородский вариант [6] .
Стадия проектирования: технико-экономическое обоснование, 1992-95 гг.
В 1992 году начальный проект скоростной железной дороги (ТЭО-92, главный инженер проекта К. А. Кочетков) был разработан проектным институтом Ленгипротранс. Летом того же года проект был утвержден Наблюдательным советов РАО «ВСМ», в августе-сентябре документ прошёл экспертизу Экспертного совета при Президенте РФ.
13 сентября 1991 года был подписан Указ Президента РФ № 120 «О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Петербург-Москва». Через три года после этого земли, по территории которых должна была пройти дорога, передали РАО «ВСМ» в бессрочное пользование (912 га земли в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. 2196 га в Новгородской области и 36,2 га в Московской области ) [7]. Проект финансировался из федерального бюджета [8] .
19 октября 1992 года Государственная научно-техническая программа «Высокоскоростной экологически чистый транспорт» была утверждена Приказом Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации № 1094. В качестве направления ВСМ рассматривалась только линия Санкт-Петербург–Москва [9] .
Все дополнительные требования государственных экспертиз были рассмотрены подрядчиком и заказчиком, в результате чего был составлен исправленный проект ВСМ (ТЭО-95, главный инженер Л. Н. Данильчик ) [10] .
Положения проекта (ТЭО-95)
Согласно проекту, длина железной дороги должна была составить 659,1#160 км, ширина колеи #160 — 1520#160 мм. Электрификация дороги предусматривалась на переменном токе частотой 50 Гц и напряжением 25 кВ. Маршрутная скорость движения поездов была определена 220–260 км/ч с максимальной эксплуатационной скоростью 300 км/ч, а расчетной — 350 км/ч. В пределах пригородных зон предусматривалась скорость до 200 км/ч [10] .
При строительстве дороги предполагалось использовать термоупроченные рельсы марки Р65 с повышенной твердостью поверхности катания, сваренные в плети длиной вплоть до нескольких сот километров и даже неограниченной длины. Реализация скоростей до 350 км/ч требовала ограничения радиуса кривых в плане не менее 7000#160 м, уклонов в профиле до 24#160 ‰, упругой осадки насыпи под проходящим поездом#160 — не более 1,5#160 мм. Ширина междупутья#160 — 4,8#160 м ширина земляного полотна#160 — до 13,8#160 м [11] .
ВСМ должна была пройти примерно в 30#160 км от главного хода Октябрьской железной дороги и пройти через Тверь и Великий Новгород. На линии предполагалось построить мнгогофункциональные вокзальные комплексы в конечных пунктах, 2 участковые станции с ремонтной базой (Новая Тверь. Мельниково ) и 8 промежуточных станций (Жаровская. Обухово-II. Крестцы. Валдай-Скоростная. Граничная. Садва. Логовежь. Высоковск ), 19 диспетчерских постов, пассажирскую техническую станцию (депо электроподвижного состава) и парк отстоя электропоездов в Москве [12] .
Сообщение по трассе планировалось организовать отечественными высокоскоростными поездами «Сокол-250». Движение поездов намечалось с 6 до 24 часов. Примерный график предполагал отправку экспрессов с конечных пунктов утром (с 6 до 9 часов) и вечером (с 18 до 21 часа) с интервалом через 15 мин. а в период с 9 до 18 часов — через 1–2 часа. Время в пути без остановок должно было составлять 2,5 часа, со всеми остановками и заездом в Новгород — до 4 часов. Ночное время предполагалось использовать для ремонтных и хозяйственных работ [10] .
Управление движением высокоскоростных поездов предусматривалось в режиме автоведения с возможностью перехода на ручное управление. Диспетчерский центр управления (ДЦУ) планировалось расположить в Санкт-Петербурге. Движение поездов на перегонах планировалось осуществлять с помощью двухпутной двусторонней автоблокировки без проходных светофоров. В качестве основного средства сигнализации была предложена система АЛСН [13] .
Также планировалось построить прилегающую к трассе автомобильную дорогу для обслуживания магистрали. Окончание строительных работ было запланировано на 1998 год [14] .
Реализация проекта
В 1995 году проект был принят [15]. К 1997 году планировалось ввести в эксплуатация участок Санкт-Петербург#160 — Новгород, в 1998 #160 — Тверь#160 — Москва, к 2000 #160 — магистраль на всем её протяжении [16] .
Однако, президент Ельцин 1 июля 1998 года подписал Указ № 756 «О признании утратившими силу некоторых указов Президента РФ», в котором говорилось: «Признать утратившими силу Указ Президента РФ от 13 сентября 1991 г. № 120 “О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург–Москва” и пункты 2 и 3 Указа Президента РФ от 17 июля 1992 г. № 786 “О строительстве высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург–Москва и организации производства электроподвижного состава”» [17]. Работы по реализации проекта не были начаты. Через несколько лет РАО ВСМ было признано банкротом и прекратило своё существование проект не был реализован, из всех работ реально было выполнено только сооружение котлована вблизи Московского вокзала в Санкт-Петербурге [18] .
Современная история
В 2004 году министр транспорта РФ И. Е. Левитин выступил с инициативой возобновления строительства отдельной высокоскоростной магистрали. Предложение было поддержано Президентом ОАО «Российские железные дороги » В. И. Якуниным. В 2006 году для осуществления проекта «Российские железные дороги» и «Трансмашхолдинг » создали новую компанию#160 — ОАО «Скоростные магистрали » [19] .
При рассмотрении проекта анализировался как «Новгородский», так и «Западный» вариант. В 2009 году ОАО «РЖД » приняло решение изменить траекторию маршрута в пользу «западного варианта»#160 — параллельно существующему главному ходу Октябрьской железной дороги от Валдая до Санкт-Петербурга и несколько дальше от Великого Новгорода, чем предполагалось ранее изменение траектории позволило обойти Валдайский национальный парк и Невское газохранилище. избежать пересечения с проектируемой скоростной автомагистралью. а также сократить линию примерно на 40 километров [20] [21]. В году ОАО «РЖД » планирует провести тендер на строительство высокоскоростной магистрали Москва-Петербург [22] .
16 марта 2010#160 года был подписан Указ Президента РФ №#160 321 «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации». Проведена презентация ВСМ, на которой были озвучены её предполагаемые характеристики: протяжённость#160 — 660 километров, время прохождения#160 — 2,5 часа, скорость#160 — до 400 километров в час, объёмы перевозок#160 — до 42 пар поездов в сутки и до 14#160 млн пассажиров в год [18]. Строительством новой магистрали будет заниматься компания «Скоростные магистрали ». Окончание строительства запланировано на год [2] .
Характеристики проекта
Высокоскоростные поезда при скорости до 400#160 км в час будут преодолевать 649#160 км за 2,5 часа. На протяжении самой магистрали планируется строительство более 250-ти искусственных сооружений. 20 поездов французской компании Alstom обойдутся в 1,2#160 млрд евро [23] [24]. Планируется, что объём перевозок составит более 14 миллионов человек в год, а интенсивность движения составит 42 поезда в сутки [8] .
Cтарший вице-президент ОАО «РЖД» В. И. Решетников сообщал, что стоимость проекта по строительству высокоскоростной магистрали оценивается в 30#160 млрд долларов.
Отмечается, что социально-экономические выгоды от ВСМ более чем в 2 раза превышают затраты, необходимые на его реализацию. Кроме того, проект значительно повысит инвестиционную привлекательность районов, прилегающих к магистрали, а также обеспечит сокращение времени в пути и снижение смертности на автотранспорте (за счет перераспределения пассажиропотока), улучшит транспортную доступность регионов и мобильность населения, создаст новые рабочие места [25]. Помимо этого, строительство высокоскоростной магистрали позволит вернуть грузовые перевозки на главный ход Октябрьской железной дороги. чем уменьшит их издержки.
Технические характеристики
Минимальный радиус кривых участков пути#160 — 7500#160 м для скорости до 350 км/ч и 9900#160 м для скорости до 400 км/ч. В качестве основного варианта принят вариант с устройством верхнего строения пути на щебеночном балласте и бесстыковой путь на железобетонных шпалах или плитном основании. Для снижения шума и вибрации от подвижного состава на участках близкого расположения жилых массивов под щебеночный балласт в уровне основной площадки производится укладка демпфирующих матов толщиной 2#160 см. Ширина двухпутного земляного полотна на прямых участках пути составляет#160 — 13.3#160 м при ширине междупутного расстояния#160 — 4.8#160 м.
Электрификация#160 — переменный ток 25 кВ. На входных участках в Москву и Санкт-Петербург#160 — 3 кВ, постоянный ток.
Минимальный интервал между высокоскоростными поездами на перегонах#160 — 10 мин, интервалы движения специальных поездов#160 — 4 пары в сутки [26] .
На железной дороге предполагается использовать специализированный электроподвижной состав с нагрузкой на ось не более 18 т на два рода питания (переменный 25кВ, постоянный 3 кВ).
К настоящему времени проект претерпел некоторые изменения от первоначального варианта. Так, в пределах Санкт-Петербурга 13 из 28#160 км железной дороги пройдет по эстакадам. а в районе Твери#160 — по тоннелю мелкого заложения длиной чуть более 2 км [27] .
Раздельные пункты
Западным проектом на скоростной магистрали предусматриваются станции: Высоковск. Новая Тверь. Логовежь. Граничная. Окуловка. Малая Вишера. Мельниково. Тосно [28] .
Для обеспечения безопасности движения поездов на расстоянии 25–30 км от станций также будут располагаться диспетчерские посты, закрытые для пассажирских операций. Посты будут иметь два съезда между главными путями, к некоторым из них могут примыкать тупиковые пути для путевой техники и соединительные ветви для связи с общей сетью железных дорог [29] .
Реализация
Реализация проекта планируется по схеме государственно-частного партнерства на основе контракта жизненного цикла: государство оплачивает сервис с момента запуска проекта в эксплуатацию и выполняет её ежегодно в течение всего жизненного цикла объекта при обязательном выполнении измеряемых функциональных критериев (таких, как время в пути, доступность магистрали, количество опозданий, количество сбоев, аварий). В свою очередь, государство гарантирует подрядчику, что в случае предоставления сервиса оплата будет производится регулярно [30] .
Социально-экономические эффекты от создания ВСМ
Краткосрочные
Среди краткосрочных социально-экономических эффектов от создания ВСМ отмечаются [31] :
Поступление дополнительных налоговых отчислений при привлечении местных строительных и сервисных компаний, созданий новых рабочих мест
Появление новых рабочих мест на период строительства
Нарушение сложившейся транспортной системы.
Долгосрочные
Среди долгосрочных социально-экономических эффектов от создания ВСМ отмечаются [31] [32] :
Повышение мобильности населения
Повышение уровня комфорта и безопасности (по сравнению с другими видами транспорта)
Объединение крупных городов в единую агломерацию и стимулирование развития экономики страны
Формирование мультимодальных транспортных систем совместно с авиасообщением, пригородными поездами и общественным городским транспортом
Нарушение традиционной системы землепользования
Негативное воздействие на деятельность сельскохозяйственных предприятий.
Воздействие на окружающую среду
Создание ВСМ окажет долгосрочное негативное воздействие на окружающую среду [33] :